ПРОЕКТ САНИТАРНО – ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ (СЗЗ)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки.
Границей СЗЗ является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.
С 1 января 2017 г сведения о границах установленных санитарно-защитных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 г. №252-ФЗ)
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I — III класса опасности является обязательной.
Территория СЗЗ предназначена для:
  • обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами
  • создания санитарно — защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки
  • организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата
В санитарно-защитных зонах устанавливаются ограничения для осуществления градостроительной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительными нормами и правилами.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Проекты санитарно-защитной зоны разрабатываются для всех предприятий (объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др.), являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Проекты СЗЗ разрабатываются как для отдельных предприятий, так и для групп предприятий.
Для групп промышленных предприятий или промышленного узла устанавливается единая санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов и физического воздействия всех источников, а также результатов годичного цикла натурных наблюдений для действующих предприятий.
Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований.
Определение границы санитарно-защитной зоны предприятия производится в несколько этапов:
  • определение нормативной СЗЗ;
  • определение размера СЗЗ по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха расчетным путем (с подтверждением натурными замерами);
  • определение размера СЗЗ по фактору шума расчетным путем или натурными измерениями;
  • определение размера СЗЗ по фактору других физических воздействий (ионизирующее излучение, ЭМИ, инфразвук и др.);
  • определение интегральной СЗЗ с учетом всех перечисленных факторов по наибольшему удалению пофакторных границ;
  • оценка возможности размещения производственного объекта в сложившейся застройке в соответствии с нормативными требованиями и подготовка предложений по реорганизации территории и объекта.
Размеры санитарно-защитных зон для предприятий I и II классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.
Размеры санитарно-защитных зон для предприятий III, IV и V классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены по сравнению с нормативными, соответствующими санитарной классификации при:
  • объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);
  • подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;
  • уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.
Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.
Достаточность ширины санитарно-защитной зоны по принятой классификации должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих,
намеченных к строительству или проектируемых предприятий, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную
классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.
Проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (с доп. и изм.)и Постановлением Правительства РФ от 03.03. 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» с учетом положений Генерального плана городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других градостроительных документов.
Административный штраф за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ):
  • на граждан от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.
Стоимость разработки проекта составляет от 30 тысяч рублей.